Творческие амбиции

Как в Прикамье развиваются креативные индустрии   Константин Долгановский Одной из тем форума «Дни пермского бизнеса» стали креативные индустрии.

Как  в  Прикамье развиваются креативные индустрии

  Константин Долгановский

Одной из  тем  форума «Дни пермского бизнеса» стали креативные индустрии. Этой сфере был  посвящён целый блок программы. Самое крупное событие  — стратегическая сессия «Роль креативных индустрий в  развитии экономики региона». Во  время мероприятия министр экономики Пермского края Татьяна Чуксина заявила, что  креативные индустрии в  следующие 10  лет  станут одним из  приоритетов социально-экономического развития Пермского края. По  её словам, в  Стратегии развития региона на  период до  2035 года, которая сейчас рассматривается Законодательным собранием, выделено шесть приоритетных направлений, и  креативная экономика является одним из  них. Это  связано с  тем, что  регион сочетает большой потенциал в  этой сфере с  уже  существующими наработками, которые дают почву для  дальнейшего развития.

К  креативным индустриям относятся те  виды деятельности, где  добавленная стоимость возникает благодаря творческим усилиям. Ещё одна базовая характеристика креативных индустрий  — существенная роль инновационных технологий. К  этому сектору относятся разработка программных продуктов и  игр, а  также продуктов виртуальной и  дополненной реальности, искусство, реклама, архитектура, кинематограф, анимация, дизайн и  другие.

Как  рассказала Татьяна Чуксина, в  рамках креативного сектора определены направления, максимально перспективные с  точки зрения развития, где  у  региона и  сформирована база, и  есть потенциал наращивания этой отрасли до  конкурентоспособных рынков. Это  разработка программного обеспечения, создание аудиовизуального контента, индустрия моды, дизайн и  развитие индустрии мероприятий. Именно на  них  и  будет сделан акцент в  период реализации стратегии.

Ориентация на  креативную экономику  — общемировая тенденция, отметил Евгений Куценко, директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и  экономики знаний НИУ  ВШЭ  (Москва). Многие страны признают, что  именно этот сектор может стать новым драйвером для  развития экономики.

По  словам эксперта, по  последним оценкам Росстата, вклад креативных индустрий в  ВВП  России составляет 3,2%. В  то  же  время в  Москве, где  этот приоритет социально-экономического развития реализуется уже  несколько лет, доля креативных индустрий за  этот период выросла с  6  до  9%. Однако, по  мнению Арсения Мещерякова, руководителя Школы дизайна НИУ  ВШЭ  (Москва), реальный вклад креативных индустрий в  экономику приближается к  50%, поскольку хороший дизайн товаров увеличивает их  стоимость, и  иногда кратно, а  качественный брендинг стимулирует рост продаж. Учитывая это, можно утверждать, что  необходимость развития креативных индустрий очевидна: эта  отрасль не  только даст свой результат, но  и  будет способствовать развитию других отраслей.

В  то  же  время сделать это  не  так  просто. Один из  вызовов  — крайняя разнородность сектора, отметил Евгений Куценко. Понятие «креативные индустрии» это  только зонтик, под  которым собраны медиаиндустрия, IT, функциональные индустрии (мода, архитектура), традиционная культура и  другие. Соответственно, между этими сегментами иногда затруднён диалог и  осознание себя как  чего-то единого. Кроме того, разнородность сегментов делает невозможным применение к  ним  единой системы метрик. Есть те, которые могут развиваться как  бизнес и  масштабироваться, а  есть и  другие виды деятельности, роль которых в  том, чтобы удовлетворять местный культурный спрос.

Сложность управления креативными индустриями состоит ещё и  в  том, что  это  межведомственный процесс, где  на  одном поле встречаются разные министерства: министерство культуры, туризма, экономики, минцифры и  т.  д.

С  точки зрения масштабов сегменты креативных индустрий тоже крайне разнородны, и  их  экономику неправильно сравнивать друг с  другом. Почти по  любым экономическим параметрам половина суммарного объёма всего сектора будет обеспечена двумя  — IT и  рекламой. В  свою очередь культура в  экономическом измерении будет серьёзно им  уступать.

«Наконец, особенность креативных индустрий  — это  зачастую их  невидимость для  госорганов и  недооценённость, ведь это  не  заводы и  пароходы. Эти  люди успевают вырасти, стать звёздами и  уехать ещё до  тех  пор, как  станет заметна их  роль в  статистике. А  когда увидели  — это  уже  свет умершей звезды. Поэтому здесь требуется совершенно другая мобильность и  другой принцип взаимодействия»,  — сказал Евгений Куценко .

Вопрос приоритетов

К  управлению креативными индустриями нельзя подходить только с  экономическими и  стоимостными мерками, и  эта  особенность учтена при  разработке Стратегии развития Пермского края.

«Особенность проекта стратегии в  том, что  социальное здесь выходит на  первое место и  мы  говорим не  только об  экономических показателях. Креативная экономика делает свой вклад и  в  социальное развитие: создаёт возможность для  самореализации, возможность формирования комфортной среды, понимания нужности в  своём регионе, желание остаться в  нём, в  конце концов  — вклад в  борьбу за  человеческий капитал, которая сейчас очевидна»,  — отметила Татьяна Чуксина .

Эту  мысль поддержала и  Алла Платонова, министр культуры Пермского края. В  регионе действуют частные музеи и  даже единственная в  России частная филармония, но  это  скорее маленькие институции, напомнила  она. В  то  же  время невозможно представить себе полностью самоокупаемой Пермскую художественную галерею, при  этом выполняющую все  требования к  хранению музейных экспонатов, реставрации. Тем  более учитывая строительство нового здания. Примера самоокупаемого театра оперы и  балета не  существует нигде в  мире. Поэтому, по  мнению Аллы Платоновой, решение состоит в  поиске баланса между господдержкой и  бюджетной деятельностью, с  одной стороны, а  также спонсорской поддержкой,  — такой подход делает учреждения более устойчивыми.

«Когда мы  говорим о  культуре, экономические показатели стоят не  на  первом месте. Важнее всего  — задача социальная, задача формирования культурного предложения. Безусловно, во  всех классификациях и  музеи, и  театры, и  филармонии относят к  креативной экономике, они, безусловно, эту  экономику генерируют и  сами способствуют тому, чтобы другие сферы экономики тоже развивались. Но  всё-таки мы  скорее говорим о  повышении экономической эффективности бюджетных учреждений, а  не  о  самоокупаемости»,  — отметила Алла Платонова .

Например, от  сегмента народно-художественных промыслов власти не  будут требовать стать самостоятельным игроком экономики. Здесь, по  словам министра, подход будет основан на  поддержании и  развитии традиционных народных промыслов как  вдохновляющего ресурса для  всех остальных направлений, например моды, дизайна.

По  словам Татьяны Санниковой, генерального директора Пермского дома народного творчества «Губерния», организация выполняет функции центра, работающего с  народными художественными промыслами и  художественными ремёслами Пермского края.

«Перед нами стоит цель: из  той  размытой среды творцов и  рукодельников или  самодельников сформировать некую среду обитания, которая будет производить продукцию  — системно, разнообразно и  отвечая на  запросы рынка. Сейчас отрадно видеть, каким образом всего лишь за  2,5 года поменялась ситуация. Как  из  людей, которые делали что-то приятное лично для  себя и  для  своих знакомых, стала вызревать среда обитания тех  людей, которые производят некий продукт. Хотя, конечно, на  новый этап перешли не  полторы тысячи человек, которые изначально были в  нашей статистике шквального анализа четырёхлетней давности, а  несколько десятков»,  — поделилась Татьяна Санникова .

Основными болями отрасли, по  её словам, являются кадровый состав, необходимость изменения и  увеличения компетенций в  разных сферах, не  только в  маркетинге, но  и  в  дизайне, а  также организация разнообразных коллабораций.

В  то  же  время даже среди курируемых минкультом сегментов креативных индустрий есть и  те, которые способны развиваться по  экономической модели. Одна из  них  — кинопроизводство, относящееся к  направлению «производство аудиовизуального контента».

«Здесь мы  последовательно выстраиваем индустриальную историю, которая будет приносить Пермскому краю различные выгоды, как  финансовые, так  и  нефинансовые. Например, киноотрасль повышает привлекательность региона»,  — сказала Алла Платонова .

По  словам Алёны Семериковой-Волковой, руководителя Пермской кинокомиссии, директора АНО  «Центр развития кинопроизводства», стоит задача к  2030 году обеспечить производство 10% российского кино на  территории Уральского кинокластера, к  2035-му  — 20%.

«Исторически 80% российского кино производится на  территории Москвы, Московской области и  Санкт-Петербурга. А  на  остальные 20% претендуем  мы. Мы  выделили четыре основных KPI, которые будут влиять на  развитие индустрии. Это  наличие и  количество образовательных программ, развитие инфраструктурных элементов, количество объектов малого и  среднего предпринимательства, участвующих в  производстве, и  количество снимаемых картин, если быть точнее, количество смен, которые реализуются на  территории края по  игровому кино»,  — рассказала  она .

Кадровый ресурс

Отдельное внимание на  стратегической сессии было уделено подготовке кадров для  креативных индустрий региона. В  случае если их  дефицит сохранится, креативным отраслям неминуемо угрожает спад, считает Иван Ермолин, основатель Molotov Streetwear, студии кастомизации Custom.Works.

«Нам нужны не  только производственники, которые шьют одежду, но  и  специалисты в  креа­тивном создании одежды, в  диджитал-фэшн, маркетинге, фото, дизайне  — необходимо большое количество специалистов. Что  будет через 5—10 лет, когда все  швеи состарятся и  к  нам  на  замену никто не  придёт? Когда человек-дизайнер уйдёт в  IT или  мультипликацию? Кто  будет разрабатывать вещи, рисовать лекала? Мы  просто перестанем существовать или  столкнёмся с  большими проблемами»,  — сказал  он .

Сейчас наиболее активно специализированная подготовка кадров ведётся на  уровне профессионального образования, однако есть планы расширить возможности и  для  школьников.

В  Перми уже  действует единственная в  России общеобразовательная школа, в  аттестатах выпускников которой кроме общеобразовательных предметов есть предмет «Дизайн». По  словам главы Перми Эдуарда Соснина, в  этом году в  двух пермских образовательных учреждениях будут созданы школы креативных индустрий. Всего их  появится две: на  базе Детской музыкальной школы №6 «Классика» (территориально  — во  Дворце молодёжи) и  Пермского музыкального колледжа. Школьники 5—11-х классов смогут сделать первые шаги в  таких творческих направлениях, как  звукорежиссура, дизайн одежды, анимация, разработка видеоигр. Школы креативных индустрий будут созданы на  средства из  федерального и  регионального бюджетов на  условиях софинансирования.

Кроме того, привлекаются и  частные инвестиции. В  конце прошлого года Пермский край и  Сбер подписали соглашение о  сотрудничестве по  открытию школы цифрового искусства «Муза». Это  будет онлайн-университет творческих профессий с  курсами в  области искусства и  современных творческих индустрий, в  том  числе программы для  школьников, например по  AR/VR-разработке, саунд-дизайну и  другим направлениям.

Что  касается высшего образования, то  о  планах по  подготовке кадров для  креативных индустрий региона рассказала Галина Володина, директор НИУ  ВШЭ  — Пермь. В  настоящее время пермский кампус вуза реализует онлайн-бакалавриат по  направлению «Дизайн», а  также действует программа переподготовки кинопродюсеров на  базе высшего образования.

Также обсуждаются программы переподготовки по  специальностям сценаристов и  мультипликаторов. Кроме того, планируется очная подготовка дизайнеров по  нескольким направлениям.

«Среди них  — коммуникационный дизайн, мода, предметный дизайн, дизайн среды и  интерьеров. Ближайшие планы: 1  сентября 2025 года мы  открываем бакалавриат по  дизайну, не  менее 60  человек, и  бакалавриат «Управление в  креативных индустриях»,  — рассказала Галина Володина .

Образовательные программы появляются в  качестве отклика на  потребности самих индустрий. Например, действующая сейчас программа подготовки кинопродюсеров, так  же  как  и  запланированная программа подготовки сценаристов, была инициирована АНО  «Центр развития кинопроизводства». Примечательно, что  если на  первый поток кинопродюсеров было набрано чуть больше 10  студентов, то  на  второй было почти 200  заявок и  конкурс шесть человек на  место.

Анна Петрова

Последние новости

Ежегодная просветительская акция 2024 года

Событие направлено на повышение осведомленности и образования в обществе.

Новые инициативы в сфере здравоохранения России

Правительство намерено улучшить качество медицинских услуг для граждан.

Проблемы с перевозкой детей в Новой Светлице

Жители поселка добились ремонта катера для обеспечения безопасного транспорта детей в школу.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Красногорске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *