Семейный наставник
Перед вами первый выпуск проекта «Семейный наставник». Тематическую страницу под таким названием мы задумали к Году семьи, объявленному президентом в стране.
Умный мобильный телефон уже вошёл в нашу жизнь. В полезном устройстве важная переписка, соцсети, приложения. Однако многие замечают, как трудно выпустить смартфон из рук, он затягивает не только взрослых, но и детей. Как справиться с зависимостью от смартфона у детей? С этой темы начинаем первый выпуск.
На проблему зависимости школьников от смартфонов обратили внимание на государственном уровне. Президент подписал закон о запрете пользоваться телефонами в учебное время. Документ вступил в силу 19 декабря 2023 года. О предпосылках говорит учитель истории и обществознания Еловской средней школы Александр Михайлович Ипатов :
-Мобильники на уроке мешают. Если во время урока у кого-то из ребят звонит телефон, внимание отвлекается. Некоторые школьники пытаются заменить учебный труд списыванием из интернета. Делают себе медвежью услугу, получают хорошие оценки на проверочных, а на реальном экзамене результат едет. Считаю, что должен быть жёсткий контроль за использованием телефона, но чтобы у ребёнка в любое время был доступ позвонить.
Интересно, что многие выдающиеся люди, которые добились невероятных успехов в сфере IT технологий, строго запрещали своим детям смартфоны. А нам как индейцам дали стеклянные бусы. У меня консервативный взгляд. У нас в Советском Союзе не было смартфонов и мы запускали ракеты.
Первые результаты запрета заметны. Дети учатся как раньше, но телефоны уже не отвлекают. Младшие дети, замечая телефон, делают друг другу замечание. Хорошая привычка начинает работать.
Дело ещё и в культуре пользования телефоном. И тут для детей важен пример учителя. Во время уроков мой телефон отключен. А если жду важный звонок, то прошу прощения у ребят. Замечая уважительное отношение, ребята так же ведут себя на уроках.
В Еловской школе заранее стали готовиться к исполнению закона. Директор Еловской средней школы Людмила Васильевна Пьянова пояснила, как проходила подготовка :
-В школе утверждено положение о правилах пользования средствами мобильной связи. Всех родителей ознакомили с этим документом под подпись. Родители обязаны объяснить детям, что такой запрет – это не ущемление прав, а польза для получения знаний. Мы договорились, что как только ребенок заходит в школу, он должен отключить свой мобильный и убрать его в портфель. Нельзя пользоваться телефоном в учебное время, за исключением экстренных случаев.
Есть мнение
Телефон – добро или зло? Разрешить или запретить?
В Еловской школе прошли дебаты между 10 «а» и 11 «а» классами по теме «Телефон – добро или зло в учебном процессе? Разрешить или запретить?». Учитель Александр Ипатов познакомил учащихся с правилами интеллектуальной игры «Дебаты». Ребята учились правильно вести спор, взаимодействовать с противоположной стороной. Задача каждой стороны была высказать свою точку зрения и убедить в ней третью сторону. Десятиклассникам удалось отстоять свою точку зрения в том, что смартфоны должны быть запрещены. Они заняли первое место.
Мы спросили у школьников, что они думают о ситуации с запретом смартфонов, как относятся к умным устройствам.
Дарья Шипунова:
-Я за телефоны в учебном процессе, это удобно. Можно сразу найти нужную информацию. Открыть учебник с телефона, когда нет возможности использовать печатную версию. Некоторые учителя дают решать тесты в электронном варианте и задают домашнее задание на учебных интернет-платформах. Нужно развивать цифровую грамотность.
Максим Стариков:
-Телефон удобен для образования. Ученики могут получить доступ к огромному количеству информации, такой как учебники, научные статьи, видеоуроки. Телефоны позволяют общаться с учителями и другими учащимися. Ученики могут изучать новые темы и навыки, используя телефоны в любое время и в любом месте.
С другой стороны, большая часть времени, которое мы проводим в телефоне, отдаётся развлекательным занятиям, и это плохо влияет на усваивание информации.
Ксения Собакина:
-Для современного подростка телефон – это его мир, в котором сосредоточилось образование, искусство, творчество, отдых, политика, общение. Можно практиковать свой иностранный язык с носителем. Виртуальное общение хорошо на расстоянии, нет смысла переписываться с соседом.
На мой взгляд, телефон полезен, если его использовать правильно: посещать музеи мира онлайн, смотреть образовательные программы, узнавать мир и развивать свои хобби.
Анастасия Юкова:
-Нашему поколению интереснее посмотреть ленту в соцсетях, чем почитать книгу. Для каждого в смартфоне есть возможности по интересам. Общаясь, не нужно показывать эмоции, часто слова в переписке заменяют стикеры. Я против виртуального общения, так как теряются навыки живого общения. Гораздо интереснее начитанные люди, умеющие общаться вживую, с богатым словарным запасом. Наше будущее в наших же руках!
Ярослав Кучукбаев:
-Нужно четко понимать границы между телефоном в жизни ребёнка и телефоном в учебном процессе. В учебное время жизнь без телефона – реальность. На своем опыте могу сказать. Всё необходимое для учёбы можно взять из диалога с учителем или в библиотеке. Другое дело, что дополнительное обучение для молодёжи сейчас требует такого ресурса как смартфон, либо вовсе невозможно без него. Например, мы не сможем овладеть немецким языком без правильного произношения, а человека-носителя не всегда удаётся найти.
К тому же пользоваться смартфоном стимулируют и преподаватели, задавая решить тесты на интернет-платформах.
Телефон в жизни ребёнка как личный психолог. Как правило, ребенок проводит с ним больше времени и доверяет секреты. От этого может стать зависимым или закрытым. Зачастую проще написать, спросить или признаться в чем-то через мессенджеры, нежели сказать это напрямую. Правильное отношение к телефону должно идти из семьи. Телефон часть жизни современного человека, но не забывайте, что настоящее счастье могут подарить лишь люди рядом с вами.
Из личного опыта Мы установили «родительский контроль»
Наталья и Александр Кустовы из Елово стали приёмными родителями для шестерых детей. Младшей дочке год, старшему сыну 15 лет. Наталья Николаевна поделилась опытом, как они выстраивают отношения детей с телефоном.
Дети используют компьютеры и смартфоны для выполнения школьных заданий и игр. Наталья заметила, что если не контролировать время с телефоном, то ребята не будут читать книги и играть в подвижные игры. Вредно для здоровья, портится осанка, зрение, ребёнок устаёт от перегрузки информации. Год назад Кустовы решили установить на все смартфоны функцию «родительский контроль». Это бесплатное приложение ограждает детей от ненужной информации.
Механизм установки простой. Нужно найти приложение «Google Family Link» и установить на телефон. У каждого учётная запись, детские телефоны подключены к одному устройству.
С помощью приложения можно отследить местоположение ребёнка. Также на телефон приходит уведомление, если дети захотели скачать какую-то игру. Родители смотрят, подходит ли игра по возрасту и теме. Также можно задавать время пользования телефоном. Обычно в будни для учёбы хватает 2-3 часов, в выходные до 5 часов.
-Мы делаем упор на живое общение, а телефон больше для школьных заданий. В жизни много интересного, зачем пропадать в виртуальности, когда у нас есть реальный мир, и он гораздо интереснее, — считает Наталья Николаевна.
Дети в семье Кустовых много гуляют, играют в настольные игры, читают. В семье есть традиция, когда все отказываются от телефона на целый день. Когда он будет, выбирают дети. А недавно ребята на все каникулы сдали телефоны, чтобы вместе больше поиграть на улице.
Наталья Кустова замечает результат от «родительского контроля». Дети стали более собранные. И у них остаётся больше времени для живого общения, чем сидеть в телефонах. Взрослея, ребята замечают, что их контролируют. Но Кустовы постоянно разговаривают с детьми, для чего нужен родительский контроль, обсуждают правила поведения в сети. Когда-то ребятам предстоит повзрослеть и самостоятельно пользоваться интернетом.
«У сына такое же детство, как у нас»Мирослав Перевозчиков из Елово учится в третьем классе школы-сада №3. У него простой кнопочный телефон, и этого хватает, чтобы быть на связи с родителями. Супруги Светлана и Владимир Перевозчиковы считают, что смартфон во время уроков лишний.
До трёхлетнего возраста Мирославу давали смартфон, и Светлана стала замечать, что сын может подолгу сидеть с телефоном, и это стало её беспокоить. Светлана перестала давать смартфон ребёнку, заменив виртуальный мир на живое общение и книги. У Перевозчиковых нет виртуальных компьютерных стрелялок, но есть игрушечные пистолеты, и сын играет с папой в просторной квартире.
Светлана и Владимир работают в интернете удалённо из дома, много времени проводят у компьютера и очень дорожат личным временем. Во время отпуска им ничего не стоит сорваться в путешествие всей семьёй на машине «буханке», прихватив с собой даже домашнего кота Изюма. В том году съездили в Крым. «Мы увидели невероятные пейзажи. Встречали рассвет в Крыму. Это непередаваемая картина», — рассказывает Светлана.
А ещё они ездят на родину Светланы в Коми округ. Там Мирослав строит зимой крепость, а летом домик из досок и подручного материала. Он учится работать с инструментами. Когда дедушка играет на баяне, Мирослав учится играть на гармони. У сына такое же живое детство, какое было у нас, без гаджетов.
Для Светланы и Владимира Мирослав долгожданный сын. Они хотели видеть, как растёт сын и радоваться его успехам, поэтому до школы воспитывали сына дома. Сейчас Мирослав уже в третьем классе. За прошлую четверть у него вышло только две четвёрки, все остальные пятёрки. Поначалу ровесники относились с недопониманием к тому, что у Мирослава простой телефон. Многие погружены в виртуальный мир, нет времени поиграть вживую и побегать. Сейчас же смартфонами нельзя пользоваться в учебное время, и может, ситуация изменится.
У Мирослава много друзей. В гостях у Первозчиковых ребята знают, что нужно отложить смартфоны. Они играют в настольные игры, в прятки, мастерят из коробок, например, дом коту Изюму.
Совсем обойтись без интернета в современном мире не получится. У школьников даже дневник давно уже электронный. У Мирослава есть свой планшет, на котором он делает домашнее задание и играет, но ограниченное время. У Мирослава день расписан по часам, время занято полезными делами. До обеда учёба, затем лепка и игра на гитаре в школе искусств. Вечером домашнее задание. Отвлекаться некогда. Раньше Мирослав ходил на борьбу, а теперь на туристический кружок к руководителю Олегу Чикулаеву. «Сын сам выбирает, куда ходить, мы с ним договариваемся и поддерживаем во всём», — говорят Владимир и Светлана.
Принципы воспитания от известных людей
Несколько миллиардеров ограничили своим детям доступ к современным технологиям. Они так решили, потому что знают, что устройства негативно влияют на развитие мозга ребёнка.
Стив Джобс, основатель корпорации «Apple»
Запретил своим детям использовать iPad.
-Мы ограничиваем количество технологий, используемых детьми дома, — заявил основатель «Apple».
Джобс отметил, что «последствия использования iPad могут быть опасными», потому что очень легко, особенно детям, стать зависимыми от этих устройств.
Билл Гейтс, создатель компании «Microsoft»
У Билла трое детей. И всем им было запрещено пользоваться смартфонами и планшетами до достижения 14-летнего возраста. По словам Гейтса, дети жаловались на то, что не могут обзавестись желанной электроникой раньше, наравне со сверстниками. Но родители были непреклонны.
Сегодня дети миллиардера уже старше этого возраста. Но, тем не менее, в доме Гейтса нельзя использовать мобильные устройства за обеденным столом – это касается как детей, так и взрослых.
Эван Уильямс , основатель «Twitter»
У Эвана и его супруги Сары двое сыновей. Но ни у одного из мальчиков нет iPadа. Вместо этого в доме Уильямсов находятся сотни книг – художественных, научных, развивающих. По словам миллиардера, этой литературы достаточно, чтобы найти нужную информацию и отдохнуть в свободное время.
Совет психолога
Как выстроить отношения детей с телефоном?
Надежда Чуп, психолог:
-Зависимость от гаджетов у ребёнка – это вина родителей. Они сами приучили своё чадо к смартфону. В борьбе с гаджетами главное оружие – родительская мудрость. Поразмышляйте, сколько времени вы проводите вместе с ребёнком, как общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли переживаниями, просите ли советов. Если ребёнок сидит часами в телефоне, находясь дома, скорее всего, он чувствует себя одиноким, неинтересным, и самый лучший его друг – электронное устройство.
Что делать? Не покупать! Особенно это касается ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Если вы решили отобрать гаджет, подумайте, что дать взамен. У любого ребенка есть уникальность, увлечение. Это может быть творчество, спорт. Заведите семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Правило должно быть единым для всех членов семьи. Приучайте ребёнка самого отслеживать время. Родителям нужно быть примером. Чем они наполняют свой досуг? Какие в семье есть увлечения, в какие настольные игры играют, какие впечатления получает семья от совместного времяпрепровождения?Ребенок может отрываться от гаджетов, если его жизнь наполнена интересными событиями. Если он видит, что его увлечения и деятельность важны для родителей. Если у него много друзей.
Последние новости
Проверка прокуратуры выявила коррупционные нарушения в Кочевском районе
Власти округа отказались рассмотреть вопрос об увольнении главы администрации.
Заседание прокуратуры Пермского края: проблемы трудовых прав и производственной безопасности
Обсуждены вопросы законности и эффективности работы правоохранительных органов в Пермском крае.
Проблемы безопасности на водоемах Пермского края в зимний период
Жителей и гостей Добрянского городского округа призывают быть осторожными.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией