От сорока часов к сорока дням
Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия.
История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе.
Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.
Вторая половина III века – IV векВо 2-й половине III–IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе.
Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой.
Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи.
Конец IV века — начало V векаОбязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.
К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу.
Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.
Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.
От сорока часов к сорока днямВеликий пост был установлен в апостольские времена . Изначально он длился от суток до сорока часов, на период которых христиане полностью ограничивали себя в еде, отказываясь от приёма любой пищи.
В середине III века в некоторых поместных церквях появился пост, который длился шесть дней. Он служил воспоминанием о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа. Однако большая часть христиан в то время считала подвигом поститься на протяжении недели и продолжала придерживаться традиции отказа от пищи в течение до сорока часов.
Уже в IV–V веках церковь считала обязательным соблюдение Великого поста для всех христиан. Любой христианин, который не соблюдал пост, мог быть отлучён от церкви на неопределённое время.
Начиная с V века продолжительность Великого поста начинает увеличиваться — он становится сорокадневным.
Последние новости
Администрация Чусовского муниципального округа открывает двери для новых специалистов.
Приглашаем в команду! Администрация Чусовского муниципального округа открывает двери для новых специалистов.

Культурное пространство
6 марта 2025 года судьи и сотрудники аппарата Ординского районного суда Пермского края совместно с мировым судьёй и сотрудниками судебного участка № 1 Ординского судебного района посетили Ординский народный историко-крае
Временное закрытие дорог для большегрузов с 7 апреля по 6 мая 2025 года
Администрация Кунгурского муниципального округа сообщает, что временно с 7 апреля 2025 года по 6 мая 2025 года включительно ограничивается движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Кунгурског

Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований